Оценка не конец света
Опять тот же сюжет. Женщина молодая рассказывает о своем маленьком девятилетнем сыне. «Мой ребенок относится к учебе серьезно, старается хорошо заниматься. Но часто говорит о том, что учитель ставит оценки несправедливо. Может поставить другому ученику, который хуже знает, более высокую оценку. Не знаю, что делать в этой ситуации. Пойти к учителю и высказать свое недовольство – это ухудшить отношения с ним. Сказать ребенку, чтобы не обращал на это внимание? Тоже не лучший способ, потому что даже мне обидно. Что делать?»
Такие ситуации бывают довольно часто в школах, других учебных заведениях. Конечно, ребенок должен понимать, что он учится не ради оценок и что главное это знания. Но все же нельзя отрицать того, что и оценки имеют значение, как для стимула, так и для аттестата.
Прежде всего, самому взрослому нужно научиться спокойно реагировать на оценку. Обычно детей после школы спрашивают: «Что ты получил?» А может лучше: «Что новенького в школе?», «Что сегодня было интересного?» и т. д. Ваше одобрение и любовь к ребенку не должна зависеть от его оценок. Приведу пример из практики. Мама и папа в прошлом отличники, оба имели успехи в математике. Папа к тому же имеет два высших образования. У дочери в основном неплохо литература, русский, история, а по математике слабая тройка. Каждый день после школы начинается разбор полетов с неизменным: « А вот мы в твоем возрасте..». Девочку привели на консультацию. Ребенок подавлен, угнетен. При этом удалось выяснить, что она посещает музыкальную школу с неплохими результатами, ходит в танцевальный кружок с большим удовольствием. Тестирование показало, что у нее способности лежат в гуманитарной сфере. Кроме того выяснилось, что учитель математики грамотная в своей области, но отличается несколько авторитарным характером и ребенок ее побаивается. Родителям был дан совет, не требовать с ребенка того, к чему нет наклонностей. И для исправления ситуации нанять репетитора или больше заниматься с ней самим. Понять им рекомендации было, нелегко пока не было обращено внимание на то, что они не могут в отличие от ребенка ни музицировать, ни танцевать, ни писать так интересно сочинения.
Перегрузки, тревоги, неврозы, депрессии у детей часто связаны с тем, что им внушается, что главная цель это получение высоких оценок. Важно самому родителю научится не зависеть от оценок. Ребенку следует объяснить, что в жизни он часто будет попадать в ситуацию, когда его будут оценивать. И не всегда это будет верная оценка. Вспомните свои жизненные ситуации с неправильной на ваш взгляд оценкой, когда вы участвовали в конкурсе, когда вашу работу оценивало руководство, когда вас оценивали сверстники. У каждого есть такие не очень приятные моменты. Тут только два пути роптать на несправедливость или вопреки всем обстоятельствам идти к большим вершинам назло всем трудностям. Истинная же ваша любовь к ребенку не зависит от успехов в школе, от его карьеры, от того что он стал победителем олимпиады, конкурса и т.д. Но, конечно, это не значит, что не надо пытаться помогать овладевать умениями и навыками, требуемыми в школе. Следует обратить внимание на правильную организацию домашних занятий, развивать внимание, память. Кстати будет помощь психологов для выявления способностей ребенка, его интересов, возможностей.
Еще одна ошибка родителей, когда идут сравнения с другими людьми. Лучше проанализировать, какие у него изменения к лучшему по сравнению с самим собой. Если ребенок сам устремлен к достижению лучших отметок, это, конечно нужно приветствовать, но больше ориентировать на получение прочных знаний и стойкости при неудачах. Конечно, нужно объяснять ребенку, что оценки нужны как инструмент для измерения уровня знаний, но они не оценивает его как личность.
Приходилось сталкиваться и с противоположной проблемой, когда ребенок уж слишком отличник, как часто дети говорят «ботаник». У таких детей, как не странно кажется неспециалисту, часто выявляется низкая самооценка. Их блестящие результаты в учебе это способ утвердиться в собственных глазах и глазах и глазах окружающих. Но нередко в жизни такие качества не приносят успеха. Часто у них отсутствует инициатива, умение найти выход из нестандартной ситуации, отсутствие некоторой спонтанности. Нередки неудачи в семейной жизни. Конечно, есть и счастливые отличники, которые учатся легко, без напряжения, временное снижение оценок не влияет на их самооценку. Ну, таких не называют «ботаниками».
Помогает родителям справляться с проблемами детей навыки, полученные на психологических тренингах: одобрять даже маленькие успехи ребенка, поощрять и морально и материально в соответствии с возможностями семьи, причем моральные важнее.
Конечно, воспитывать ребенка трудно. У молодых родителей часто бывает несколько идеальное представление о детях. Но это не ангелы и не игрушки. Воспитание сложный процесс и он обоюдный. Мы учимся в процессе сами, и если относится к этому правильно, это увлекательное путешествие со счастливым концом.
Статью подготовила врач психотерапевт Патимат Канаева
ГБУ РД «РЦМП»