План занятий
Артериальная гипертония (АГ) – наиболее распространенное заболевание сердечно-сосудистой системы, опасное для жизни больного осложнениями, как вследствие самого заболевания, так и из-за повышения риска развития ишемической болезни сердца (ИБС).
Данные национальных обследований показали, что по ныне действующим критериям ВОЗ (140/90 мм ртутного столба и выше) распространенность АГ составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин. При проведении массовых измерений АГ обнаружено, что о наличии заболевания знали 58,9% женщин и 37% мужчин, лечатся по поводу этого заболевания только 45,7% женщин и 21,6% мужчин, но это лечение эффективно только у 17,5% женщин и 5,7% мужчин.
Вследствие повышения АД происходит около 40% всех смертей, около 80% смертей от мозгового инсульта и 40% смертей от ишемической болезни сердца.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ
N°N° пп |
Тема занятий |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
1 | А. Цели и задачи школы медицинских знаний. Знакомство с планом занятий. Понятие о гипертонической болезни. Распространенность артериальной гипертонии (АГ). Осведомленность о заболевании. | Руководитель школы |
В. Вводное анкетирование. Обучение методике измерения артериального давления. Измерение АД слушателями школы. Показ видеофильма о здоровом образе жизни. | ||
2 | А. Факторы риска АГ: неуправляемые (возраст, наследственная отягощенность, экология, социальное окружение) и управляемые (ожирение, курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, неадекватные реакции на стресс) | Руководитель школы |
В. Знакомство с рекомендациями направленной профилактики АГ по каждому фактору риска | ||
3 | А. Профилактика АГ – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания. | Руководитель школы
Терапевт |
|
В. Расчет ИМТ (индекса массы тела). Оптимальный подбор суточного рациона питания. Пищевая пирамида. Калорийность основных продуктов питания. 12 шагов к здоровому питанию. Опросник N°N°1,2 | |
4 | А. Профилактика АГ – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности. | Руководитель школы
Инструктор ЛФК |
В. Рекомендации по самоконтролю, режиму повышения физической активности, тренирующему режиму физических нагрузок. Индивидуальное консультирование по вопросам повышения физической активности. | ||
5 | А. Профилактика АГ – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Фитотерапия. | Руководитель школы
Врач-психоневролог (ИРТ) |
В. Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа. | ||
6 | А. Профилактика АГ – отказ от вредных привычек. Распространенность курения и алкоголизма. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. План действий по борьбе с потреблением алкоголя. | Руководитель школы
Врач ОМК |
В. Способы преодоления курения. Демонстрация видеофильма «Черный ворон». Итоговое анкетирование. |
Цели:
Повышение мотивации к выполнению пациентом врачебных рекомендаций;
Повышение качества жизни больных людей;
Внедрение стационаросберегающих технологий;
Проведение первичной и вторичной профилактики;
Получение обратной связи от пациентов.
Задачи:
Добиться повышения качества знаний у пациентов по имеющимся заболеваниям;
Приобщить пациентов к самостоятельному повышению качества жизни;
Сформировать установку пациентов на длительную ремиссию, выздоровление, поддержание максимально удовлетворительного здоровья;
Обучить, систематизировать навыки адекватной самопомощи;
Провести анализ возможных осложнений заболеваний, доступных мер их профилактики;
Внедрить методики обратной биологической связи, доврачебного контроля;
Содействовать формированию адекватного отношения к болезни;
Вызвать чувство ответственности за своё здоровье, сформировать взаимную ответственность пациента и медицинского персонала;
Внедрить и проанализировать эффективность работы ШМЗ. Установить взаимосвязь между посещением ШМЗ и повышением качества жизни пациентов.