План занятий — Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики

План занятий

Артериальная гипертония (АГ) – наиболее распространенное заболевание сердечно-сосудистой системы, опасное для жизни больного осложнениями, как вследствие самого заболевания, так и из-за повышения риска развития ишемической болезни сердца (ИБС).

Данные национальных обследований показали, что по ныне действующим критериям ВОЗ (140/90 мм ртутного столба и выше) распространенность АГ составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин. При проведении массовых измерений АГ обнаружено, что о наличии заболевания знали 58,9% женщин и 37% мужчин, лечатся по поводу этого заболевания только 45,7% женщин и 21,6% мужчин, но это лечение эффективно только у 17,5% женщин и 5,7% мужчин.

Вследствие повышения АД происходит около 40% всех смертей, около 80% смертей от мозгового инсульта и 40% смертей от ишемической болезни сердца.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

N°N° пп

Тема занятий

Ответственный

за исполнение

1

2

3

1 А. Цели и задачи школы медицинских знаний. Знакомство с планом занятий. Понятие о гипертонической болезни. Распространенность артериальной гипертонии (АГ). Осведомленность о заболевании. Руководитель школы
  В. Вводное анкетирование. Обучение методике измерения артериального давления. Измерение АД слушателями школы. Показ видеофильма о здоровом образе жизни.  
2 А. Факторы риска АГ: неуправляемые (возраст, наследственная отягощенность, экология, социальное окружение) и управляемые (ожирение, курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, неадекватные реакции на стресс) Руководитель школы
  В. Знакомство с рекомендациями направленной профилактики АГ по каждому фактору риска  
3 А. Профилактика АГ – рациональное питание. Влияние питания на здоровье. Типы ожирения. Правила здорового питания. Этапы оздоровления, привычки питания. Руководитель школы

Терапевт

 

 

В. Расчет ИМТ (индекса массы тела). Оптимальный подбор суточного рациона питания. Пищевая пирамида. Калорийность основных продуктов питания. 12 шагов к здоровому питанию. Опросник N°N°1,2  
4 А. Профилактика АГ – борьба с гиподинамией. Важность физически активного образа жизни. Определение понятия. Модель физической активности. Особенность физической активности в различных контингентах. Тренирующий эффект физической активности. Руководитель школы

Инструктор ЛФК

  В. Рекомендации по самоконтролю, режиму повышения физической активности, тренирующему режиму физических нагрузок. Индивидуальное консультирование по вопросам повышения физической активности.  
5 А. Профилактика АГ – не медикаментозные методы. Рациональная психотерапия. Создание у больного адекватного отношения к болезни и лечению. Развитие устойчивости к стрессовым ситуациям. Формирование мотивации к оздоровлению. Фитотерапия. Руководитель школы

Врач-психоневролог (ИРТ)

  В. Обучение основам аутотренинга. Рекомендации по нормализации режима дня, рациональному распределению свободного времени. Показ приемов самомассажа.  
6 А. Профилактика АГ – отказ от вредных привычек. Распространенность курения и алкоголизма. Влияние вредных привычек на здоровье и прогноз жизни. Законодательство по ограничению курения. План действий по борьбе с потреблением алкоголя. Руководитель школы

Врач ОМК

  В. Способы преодоления курения. Демонстрация видеофильма «Черный ворон». Итоговое анкетирование.  

Цели:

Повышение мотивации к выполнению пациентом врачебных рекомендаций;

Повышение качества жизни больных людей;

Внедрение стационаросберегающих технологий;

Проведение первичной и вторичной профилактики;

Получение обратной связи от пациентов.

Задачи:

Добиться повышения качества знаний у пациентов по имеющимся заболеваниям;

Приобщить пациентов к самостоятельному повышению качества жизни;

Сформировать установку пациентов на длительную ремиссию, выздоровление, поддержание максимально удовлетворительного здоровья;

Обучить, систематизировать навыки адекватной самопомощи;

Провести анализ возможных осложнений заболеваний, доступных мер их профилактики;

Внедрить методики обратной биологической связи, доврачебного контроля;

Содействовать формированию адекватного отношения к болезни;

Вызвать чувство ответственности за своё здоровье, сформировать взаимную ответственность пациента и медицинского персонала;

Внедрить и проанализировать эффективность работы ШМЗ. Установить взаимосвязь между посещением ШМЗ и повышением качества жизни пациентов.